В помощь родителям

МИР ПОДРОСТКА

Яковенко Е.С.

Статья в журнале “Мария и Марфа” №4 2019

 

Портрет современного подростка

  1. Быть шокирующим, неожиданным для всех.
  2. Выглядеть или гламурно или неформального. Середины не бывает, не примут!!!
  3. Заниматься необычными увлечениями.
  4. Демонстрировать дерзкий, грозный, брутальный образ.
  5. Яркий макияж, неестественный цвет волос, эксцентричная прическа.
  6. Противостоять всему и всем.

 

Почему быть подростком трудно? Почему никто не понимает и не слышит? Переходной возраст - это ужасное время, кругом враги, все плохо, а отражение в зеркале приводит к депрессии.Сам не понимаешь, что хочешь, а от тебя требуют ответственности и целеустремленности. Так хочется создать свой мир, но неизвестно с чего начать (глазами подростка).

Эти подростки вечно скандалят, впадают в истерику и ввязываются в сомнительные мероприятия. Они постоянно готовы бороться за свою свободу, отчаянно добиваясь, чтобы их считали взрослыми.Общение с подростком превращается в разговор глухонемых. Наверное во всем виноваты гормоны…. (глазами взрослых).

Уже много лет мне приходится консультировать семьи, в которых растут подростки. Когда родители заходят в кабинет, мне интересно наблюдать за поведением подростка. Их можно определить в три группы. Одни делают вид, что все нормально и проблем нет. Они демонстрируют улыбчивого, послушного, положительного, и, конечно, не понимающего ребенка, которого не понятно для чего привели к специалисту. 

Другие всем своим видом пытаются показать несогласие насилие над личностью, протест. Они не желают разговаривать, резко реагируя на попытку родителей рассказать о проблеме взаимоотношений. 

Третьи сидят, понуро опустив голову безо всякой надежд и искры в глазах. Они уже успели устать от жизни, они не верят в счастье, не видят смысла существования, они испытывают чувство вины перед человечеством. 

Было время, когда мне пришлось работать в программе “Спасатели” в период накала страстей, связанных с печально известными группами смерти (#синийкит, #тихийдом #разбудименяв4.30). Это было страшное время. В течение одной-двух недель родительское сообщество активизировалось в борьбе против суицида. Все понимали друг друга с полуслова, все переписывались, все слушали. В это время мне пришлось много беседовать с подростками 12-13 лет… Запомнился один случай… 

Я встретилась с девочкой 13 лет. Мама с папой в развод, девочку воспитывает мама. Девочка - эрудит, сильный собеседник. А на есть руках свежие шрамы, к тому же ее вовремя сняли с высотки. Не спрашиваю: зачем, почему, что привело? Пытаюсь говорить с подростком о жизненных интересах, пытаюсь мотивировать, рассказывая о прекрасном, взрослом будущем. А она мне в ответ: “Эта самостоятельная взрослая жизнь начнется только через 7 лет, а я сейчас спрыгну - и через 40 дней я на небе свободная, счастливая личность. Вот так.” Мне, взрослому человеку страшно. Я смотрю на подростка и думаю, что необходимо сделать сейчас, чтобы не наступило такого “завтра”. Это история со счастливым концом. Через год она пришла со своим папой и мы продолжили беседу о смысле жизни. 

После этого я и думала о смысле жизни в мире подростка. Почему сейчас все так сложно в начале взрослой жизни, ведь предыдущие поколения, в этом возрасте, тоже испытывали трудности во взаимоотношениях с родителями, так же переживали гормональный взрыв. Им тоже, в свои 14 лет, казалось, что они достаточно взрослые и самостоятельные. Это были мы - их родители. Нам тоже хотелось все попробовать, быть “продвинутыми”, чувствовать себя свободными. Мы так же, как и сегодняшний подросток, могли прогуливать уроки, пробовали врать, огрызаться и пытались что-то сделать по-своему. Но, почему-то наше психическое оставалось удовлетворительно стабильным.  

Сегодня ученые предлагают: подростковый возраст надо увеличить до 24 лет. Люди на Земле дольше учатся, позже женятся, заводят детей. Однако, по мнению других экспертов, принятие нового возраста “взросления” приведет к тому, что “молодые люди станут еще более инфантильными”. Современный мир захлестнула подростковая депрессия, а весной и осенью - в среде подростков сезонная вспышка добровольного ухода из жизни. Почему?

 

Поделюсь своими наблюдениями и выводами 

Первое - на что нужно обратить внимание - это инфантильность (нейрофизиологическая незрелость). Именно по этой причине и поднимается вопрос о расширении возрастных границ подростка.  

Как это проявляется? В течение всей своей жизни ребенок, а теперь уже и подросток демонстрирует поведение более младшего возраста. Он безответственный, легкомысленный, несамостоятельный, капризный. Он привык к постоянной заботе и опеке. Ему мама почистит банан, бабушка принесет забытый завтрак в школу. Его эмоционально-волевая сфера недоразвита. Он обидчив, раздражителен, он - манипулятор. Он не научен держать себя в руках, в случае эмоционального напряжения он не умеет себя вести - “не держит удар”. Почему? 

Сейчас распространена такая тенденция - “не сломать личность”. Но почему-то родители не готовы услышать, что прежде, чем было “что ломать” нужно построить, сконструировать это личность. Нужно позаботиться о формировании навыка послушания, умения себя контролировать, умения подождать, потерпеть, позаботиться о себе и о ком-то другому, почитать и уважать старших. Как бы стремительно ни изменялось общество, эти правила никто не отменял. 

Современное развитие общества нацелено на благополучие. Родители много работают, чтобы выжить или жить лучше. А чтобы компенсировать свое отсутствие - долой границы и рамки воспитания. Вот и выросло поколение детей-царей, которые остались в пятилетнем возрасте… 

Следующая проблема, которая формируется на основе первой, - “пусть мне будет тяжело, но мой ребенок ни в чем не будет нуждаться”. Речь вовсе не идет о жизненно важных вещах. Главное, чтобы не было хуже, чем у всех! На основании такого подхода (по мнению подростка) формируется представление о жизненно важных, необходимых вещах:

  • Компьютер - единственный способ снять напряжение.
  • Смартфон - возможность создать и поддерживать вымышленный образ своего “я” для окружающих
  • Интернет - это смысл жизни, обучение, общение, познание мира. Подросток считает - это мой мозг, он все помнит, все знает, все может. 

В связи с этим дети много времени проводят в интернете, социальных сетях. Как следствие - большинство детей испытывает сложности в построении личных отношений с одноклассниками. Они просто не умеют общаться “вживую”. Формируется серьезная проблема: возникает конфликт интересов между реальной жизнью и тем, что предлагает виртуальная реальность. В интернете - глянцевая обложка, но на самом деле достичь такого результата практически невозможно. И фигура не такая (это приводит девушек к развитию анорексии), и черты лица не идеальны. Это может спровоцировать начало депрессии. А тут еще одноклассники - супергерои, которые насмотрелись боевиков и “накачали мышцы” в боевых играх. В этих случаях развивает буллинг, выживание сильного за счет самоутверждения над более слабыми.

 

Сейчас самое время упомянуть о влиянии интернет-сообществ и интернет-технологий из категории “группы смерти”. Приходит такой ребенок к себе домой, в свою “тихую гавань” и, пока нет родителей, пытается расслабиться. Так формируется образ или агрессора, или жертвы.  

А в процессе общения с таким подростком я констатирую факт - инертность во всех процессах:

  • Нет энтузиазма к интересной, в ее классическом понимании, жизни.
  • Нет энтузиазма к нормальному процессу питания.
  • Нет особых перспектив, ориентации, выбора, желания к работе или профессии. 

Рекомендации к выходу из сложившейся ситуации: 

  1. Предоставьте детям то, что им нужно, а не то, что им хочется. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с потребностями.
  2. Организуйте правильно питание. Формируйте культуру питания. Ограничивайте перекусы. Ежедневно организовывайте семейный ужин, а в выходной день обед без гаджетов.
  3. Старайтесь в течение учебного года каждый вечер совершать небольшие прогулки. Беседуйте, рассказывайте. Играйте в настольные игры. Сейчас в продаже большой ассортимент игр, многие из них можно сделать самостоятельно.
  4. Каждый день привлекайте ребенка к домашним делам (складывать белье, убирать игрушки, разбирать сумки, накрывать на стол). Эти задания могут быть как регулярными, так и спонтанными. Не бойтесь неожиданностей.
  5. Укладывайте ребенка спать в одно и то же время, не позволяйте брать гаджеты в постель. Следите за тем, чтобы ребенок засыпал не позднее 22.00-23.30. Это важно для здоровья его нервной системы.
  6. Учите детей ответственности и независимости. Не ограждайте от мелких неудач. Это учит их преодолевать жизненные препятствия. Не складывайте и не носите вместо ребенка ранец, не приносите ему в школу забытую еду, домашнюю работу. Учите их самостоятельно выполнять все эти обязанности. 
  7. Не окружайте ребенка постоянными развлечениями. Не подсовывайте технику, как лекарство от скуки. Не поощряйте использование гаджетов во время еды, в машине, в ресторане, в магазине. Пусть мозги ребенка тренируются самостоятельно разгонять “скуку”. 
  8. Будь эмоционально доступны, учите детей социальным навыкам. Не отвлекайтесь на гаджеты, общаясь с ребенком. Научите ребенка самостоятельно справляться со злобой и раздражением. Научите здороваться, уступать, делиться, сочувствовать, вести себя тактично за столом и разговором.

 

И помните: нельзя вернуться в прошлое и изменить старт, но можно стартовать сейчас и повлиять на финиш.

Записать ребенка на консультацию