МИР ПОДРОСТКА
Яковенко Е.С.
Статья в журнале “Мария и Марфа” №4 2019
Портрет современного подростка
- Быть шокирующим, неожиданным для всех.
- Выглядеть или гламурно или неформального. Середины не бывает, не примут!!!
- Заниматься необычными увлечениями.
- Демонстрировать дерзкий, грозный, брутальный образ.
- Яркий макияж, неестественный цвет волос, эксцентричная прическа.
- Противостоять всему и всем.
Почему быть подростком трудно? Почему никто не понимает и не слышит? Переходной возраст - это ужасное время, кругом враги, все плохо, а отражение в зеркале приводит к депрессии.Сам не понимаешь, что хочешь, а от тебя требуют ответственности и целеустремленности. Так хочется создать свой мир, но неизвестно с чего начать (глазами подростка).
Эти подростки вечно скандалят, впадают в истерику и ввязываются в сомнительные мероприятия. Они постоянно готовы бороться за свою свободу, отчаянно добиваясь, чтобы их считали взрослыми.Общение с подростком превращается в разговор глухонемых. Наверное во всем виноваты гормоны…. (глазами взрослых).
Уже много лет мне приходится консультировать семьи, в которых растут подростки. Когда родители заходят в кабинет, мне интересно наблюдать за поведением подростка. Их можно определить в три группы. Одни делают вид, что все нормально и проблем нет. Они демонстрируют улыбчивого, послушного, положительного, и, конечно, не понимающего ребенка, которого не понятно для чего привели к специалисту.
Другие всем своим видом пытаются показать несогласие насилие над личностью, протест. Они не желают разговаривать, резко реагируя на попытку родителей рассказать о проблеме взаимоотношений.
Третьи сидят, понуро опустив голову безо всякой надежд и искры в глазах. Они уже успели устать от жизни, они не верят в счастье, не видят смысла существования, они испытывают чувство вины перед человечеством.
Было время, когда мне пришлось работать в программе “Спасатели” в период накала страстей, связанных с печально известными группами смерти (#синийкит, #тихийдом #разбудименяв4.30). Это было страшное время. В течение одной-двух недель родительское сообщество активизировалось в борьбе против суицида. Все понимали друг друга с полуслова, все переписывались, все слушали. В это время мне пришлось много беседовать с подростками 12-13 лет… Запомнился один случай…
Я встретилась с девочкой 13 лет. Мама с папой в развод, девочку воспитывает мама. Девочка - эрудит, сильный собеседник. А на есть руках свежие шрамы, к тому же ее вовремя сняли с высотки. Не спрашиваю: зачем, почему, что привело? Пытаюсь говорить с подростком о жизненных интересах, пытаюсь мотивировать, рассказывая о прекрасном, взрослом будущем. А она мне в ответ: “Эта самостоятельная взрослая жизнь начнется только через 7 лет, а я сейчас спрыгну - и через 40 дней я на небе свободная, счастливая личность. Вот так.” Мне, взрослому человеку страшно. Я смотрю на подростка и думаю, что необходимо сделать сейчас, чтобы не наступило такого “завтра”. Это история со счастливым концом. Через год она пришла со своим папой и мы продолжили беседу о смысле жизни.
После этого я и думала о смысле жизни в мире подростка. Почему сейчас все так сложно в начале взрослой жизни, ведь предыдущие поколения, в этом возрасте, тоже испытывали трудности во взаимоотношениях с родителями, так же переживали гормональный взрыв. Им тоже, в свои 14 лет, казалось, что они достаточно взрослые и самостоятельные. Это были мы - их родители. Нам тоже хотелось все попробовать, быть “продвинутыми”, чувствовать себя свободными. Мы так же, как и сегодняшний подросток, могли прогуливать уроки, пробовали врать, огрызаться и пытались что-то сделать по-своему. Но, почему-то наше психическое оставалось удовлетворительно стабильным.
Сегодня ученые предлагают: подростковый возраст надо увеличить до 24 лет. Люди на Земле дольше учатся, позже женятся, заводят детей. Однако, по мнению других экспертов, принятие нового возраста “взросления” приведет к тому, что “молодые люди станут еще более инфантильными”. Современный мир захлестнула подростковая депрессия, а весной и осенью - в среде подростков сезонная вспышка добровольного ухода из жизни. Почему?
Поделюсь своими наблюдениями и выводами
Первое - на что нужно обратить внимание - это инфантильность (нейрофизиологическая незрелость). Именно по этой причине и поднимается вопрос о расширении возрастных границ подростка.
Как это проявляется? В течение всей своей жизни ребенок, а теперь уже и подросток демонстрирует поведение более младшего возраста. Он безответственный, легкомысленный, несамостоятельный, капризный. Он привык к постоянной заботе и опеке. Ему мама почистит банан, бабушка принесет забытый завтрак в школу. Его эмоционально-волевая сфера недоразвита. Он обидчив, раздражителен, он - манипулятор. Он не научен держать себя в руках, в случае эмоционального напряжения он не умеет себя вести - “не держит удар”. Почему?
Сейчас распространена такая тенденция - “не сломать личность”. Но почему-то родители не готовы услышать, что прежде, чем было “что ломать” нужно построить, сконструировать это личность. Нужно позаботиться о формировании навыка послушания, умения себя контролировать, умения подождать, потерпеть, позаботиться о себе и о ком-то другому, почитать и уважать старших. Как бы стремительно ни изменялось общество, эти правила никто не отменял.
Современное развитие общества нацелено на благополучие. Родители много работают, чтобы выжить или жить лучше. А чтобы компенсировать свое отсутствие - долой границы и рамки воспитания. Вот и выросло поколение детей-царей, которые остались в пятилетнем возрасте…
Следующая проблема, которая формируется на основе первой, - “пусть мне будет тяжело, но мой ребенок ни в чем не будет нуждаться”. Речь вовсе не идет о жизненно важных вещах. Главное, чтобы не было хуже, чем у всех! На основании такого подхода (по мнению подростка) формируется представление о жизненно важных, необходимых вещах:
- Компьютер - единственный способ снять напряжение.
- Смартфон - возможность создать и поддерживать вымышленный образ своего “я” для окружающих
- Интернет - это смысл жизни, обучение, общение, познание мира. Подросток считает - это мой мозг, он все помнит, все знает, все может.
В связи с этим дети много времени проводят в интернете, социальных сетях. Как следствие - большинство детей испытывает сложности в построении личных отношений с одноклассниками. Они просто не умеют общаться “вживую”. Формируется серьезная проблема: возникает конфликт интересов между реальной жизнью и тем, что предлагает виртуальная реальность. В интернете - глянцевая обложка, но на самом деле достичь такого результата практически невозможно. И фигура не такая (это приводит девушек к развитию анорексии), и черты лица не идеальны. Это может спровоцировать начало депрессии. А тут еще одноклассники - супергерои, которые насмотрелись боевиков и “накачали мышцы” в боевых играх. В этих случаях развивает буллинг, выживание сильного за счет самоутверждения над более слабыми.
Сейчас самое время упомянуть о влиянии интернет-сообществ и интернет-технологий из категории “группы смерти”. Приходит такой ребенок к себе домой, в свою “тихую гавань” и, пока нет родителей, пытается расслабиться. Так формируется образ или агрессора, или жертвы.
А в процессе общения с таким подростком я констатирую факт - инертность во всех процессах:
- Нет энтузиазма к интересной, в ее классическом понимании, жизни.
- Нет энтузиазма к нормальному процессу питания.
- Нет особых перспектив, ориентации, выбора, желания к работе или профессии.
Рекомендации к выходу из сложившейся ситуации:
- Предоставьте детям то, что им нужно, а не то, что им хочется. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с потребностями.
- Организуйте правильно питание. Формируйте культуру питания. Ограничивайте перекусы. Ежедневно организовывайте семейный ужин, а в выходной день обед без гаджетов.
- Старайтесь в течение учебного года каждый вечер совершать небольшие прогулки. Беседуйте, рассказывайте. Играйте в настольные игры. Сейчас в продаже большой ассортимент игр, многие из них можно сделать самостоятельно.
- Каждый день привлекайте ребенка к домашним делам (складывать белье, убирать игрушки, разбирать сумки, накрывать на стол). Эти задания могут быть как регулярными, так и спонтанными. Не бойтесь неожиданностей.
- Укладывайте ребенка спать в одно и то же время, не позволяйте брать гаджеты в постель. Следите за тем, чтобы ребенок засыпал не позднее 22.00-23.30. Это важно для здоровья его нервной системы.
- Учите детей ответственности и независимости. Не ограждайте от мелких неудач. Это учит их преодолевать жизненные препятствия. Не складывайте и не носите вместо ребенка ранец, не приносите ему в школу забытую еду, домашнюю работу. Учите их самостоятельно выполнять все эти обязанности.
- Не окружайте ребенка постоянными развлечениями. Не подсовывайте технику, как лекарство от скуки. Не поощряйте использование гаджетов во время еды, в машине, в ресторане, в магазине. Пусть мозги ребенка тренируются самостоятельно разгонять “скуку”.
- Будь эмоционально доступны, учите детей социальным навыкам. Не отвлекайтесь на гаджеты, общаясь с ребенком. Научите ребенка самостоятельно справляться со злобой и раздражением. Научите здороваться, уступать, делиться, сочувствовать, вести себя тактично за столом и разговором.
И помните: нельзя вернуться в прошлое и изменить старт, но можно стартовать сейчас и повлиять на финиш.